29.02.2016

Олеся, 21 год. «До 8 класса была «гадким утенком» — одноклассники постоянно унижали меня из-за заикания. Я обратилась к психотерапевту и после месяца лечения с смогла нормально говорить»

Олеся обратилась с жалобой проблемы с речью: она не могла четко и ясно говорить во время публичных выступлениях и в любых других волнительных для нее ситуациях, например, при знакомстве с новыми людьми.

Заикание началось еще в детстве

Заикание у Олеси началось в пять лет, после того как ее напугало раз, ившееся зеркало, которое совершенно неожиданно упало рядом с ней в ванной комнате. До шестнадцати лет она заикалась, и последние несколько лет нарушения речи появлялись только при выступлениях на публике, в незнакомых компаниях и при попытке солгать.

Свое состояние Олеся описывала так: «При разговоре у меня появлялось напряжение в нижней челюсти и в шее, во время произношения каких-то определенных букв начинался спазм, из-за которого я не могла произнести следующий звук, на котором затормозила. Я сразу начинала волноваться и искать другое подходящее слово, чтобы сгладить ситуацию, но у меня не получалось. Я чувствовала, как краснею, и начинала воноваться еще сильнее. Мне становилось стыдно за себя…».

Проблемы с речью были непостоянны: то было легче разговаривать, то все становилось совсем плохо. Из-за свой проблемы Олеся сильно расстраивалась и переживала, периодически впадала в депрессивные состояния. В средних классах девочка была «гадким утенком» —из-за заикания одноклассники ее сильно унижали, а эти оскорбления очень задевали. Однако никто из друзей не знал о проблеме Олеси, она не могла об этом ни с кем поговорить.

Во время обращения к психотерапевту девушка описывала себя как очень общительную, эмоциональную, незлопамятную, оптимистичную, чувствительную к негативной оценке окружающих личность. У нее много знакомых, она любит быть в центре внимания. Самый сильный страх — быть засмеянной, как в школе, из-за своей слабости.


Комментарий психотерапевта

Первое, что сказала Олеся: «у меня логоневроз». Логоневрозом называют один из типов заикания, правда, невротического характера. Мне же представляется корректнее отнести происходящее с Олесей к социофобии. Суть социофобии заключается в том, что при взаимодействии с людьми в различных ситуациях, у человека появляется психоэмоциональное возбуждение, сопровождающееся волнением, общим мышечным напряжением, что может проявляться легким дрожанием рук, изменением громкости, темпа и ритма речи и разными вегетативными проявлениями, такими как покраснение, увеличение потоотделения, учащение сердцебиения и частоты дыхания, урчание в животе. Переживать этот набор ощущений неприятно, но главное, на чем концентрируется человек, это как бы кто-нибудь не заметил, и напрягается еще больше. Для психотерапевтического лечения не важно, что старается из-за страха скрыть человек, краснеет он, просто волнуется или что-то другое.

Процесс лечения: 

  • Мы объяснили девушке концепцию невроза, чтобы было понимание природы мышечных спазмов и трудностей в произнесении звуков.
  • Выявили и записали иррациональные мысли (мысли, способствующие раскручиванию паник и усилению невроза).
  • Обсуждали иррациональные идеи и формулировали рациональные (адекватно оценивающие ее состояния и, главное, помогающие не попадаться в ловушки невроза, который не дает преодолеть страхи).
  • Обучили различным техникам расслабления, чтобы девушка могла влиять на степень своего волнения и для дальнейшей десенсебилизации (технике, устраняющей рефлекторный страх).
  • Провели десенсебилизацию.

Занимались мы ровно один месяц, было семь встреч. В конце лечения проблем с речью больше не было. Убрав ненужный страх, мы справились с главной задачей. Такой хороший результат объясняется тем, что у Олеси был только невроз, без значимых органических изменений головного мозга.