Назад к списку постов

Вероника Витальевна Дирар

26.03.2018

Школьная система как предпосылка неврозов

Форма устройства школьного образования является предпосылкой формирования невротических расстройств. Какую тактику выбрать, занимаясь образованием ребенка? Как родителям и педагогам, будучи заложниками существующей системы, противостоять формированию невротических расстройств с детского возраста?


 Школьная система как предпосылка неврозов

По статистике 50% людей в тот или иной период своей жизни страдают неврозами, а 70% – генерализованными тревожными расстройствами (ГТР) разной степени выраженности, порой сами того не замечая. Почему показатели психологического здоровья такие плохие? Почему бытует шутка «День психического здоровья – не мой день. Да и поздравлять-то особо некого!»? К сожалению, большую роль в этом играет система школьного образования.


Выбирая тактику настраивания ребенка на учебу, важно понимать её последствия!


Когда ребенку исполняется 6-7 лет, его внимание упорно направляют на постижение каких-то областей жизни (цифры, буквы, фигуры…) для формирования определенных навыков (считать, писать, конструировать…). Чтобы ребенок сфокусировался на заданных темах и стал развиваться в них, применяют различные педагогические способы, каждый из которых способен принести свой плод психологических последствий:

  • «Болото». Не хочет учится, не способен получать удовольствие от решения жизненных задач, склонен к депрессии и неврозам.

  • «Минное поле».Владеет рядом навыков, возможно, даже на очень хорошем уровне, но зависим от результатов, склонен к тревожности, а при неблагоприятном стечении обстоятельств – к депрессиям и неврозам.

  • «Протест». Выдает протестное поведение в открытой (агрессия, открытое противостояние) или скрытой (обманы, изворотливость) форме и встает на путь удобного для себя формирования. Так как знаний в детском возрасте недостаточно для того, чтобы составлять долгосрочные прогнозы, то и последствия могут быть разными.

  • «Увлеченность». Получает удовольствие от самого процесса познания, творит в жизни и часто испытывает радость и воодушевление.



Тактики педагогического подхода к образованию, способствующие психологическому здоровью ребенка и развитию последствий в виде «увлеченности»


  • Ориентация на развитие

    Эта идея предложена Кэрол Двек, профессором Стэнфордского университета. Она основывается на убеждении, что наши усилия всегда имеют значение. Доктор Двек продемонстрировала, что, когда дети читают и изучают работу мозга, узнают, как он меняется и растёт в ответ на испытания, они с большей вероятностью упорно продолжат начатое после провала, так как не верят, что неудача — постоянное состояние. Поэтому важно учить детей брать за ориентир происходящее развитие и поощрять это, а не сравнивать их результат с результатами других учеников или с заданными стандартами. Таким образом мы будем способствовать здоровой мотивации на учебу, упорству в обучении, даже если на этом пути что-то трудно дается, а также уверенности в себе и смелости в реализации своих начинаний.
  • Единство подхода к образованию ребенка у людей, претендующих на авторитетную роль в его воспитании

    Детям важно точно знать, чего от них ожидают. В таких условиях они могут не рассеивать своё внимание на анализ целесообразной подстройки к тому, с кем взаимодействуют, а полностью концентрируются на решении поставленной задачи. Это важная предпосылка для вовлеченности в текущую деятельность и формирования интереса к деятельности ради самой деятельности. А это – очень качественная мотивация. Кроме того, в условиях, когда не ясно, что заслуживает одобрения, а что нет, поведение становится бессмысленным и теряется важная мотивация – смысл.
  • Уровень сложности большинства поставленных задач должен соответствовать уровню умений и предоставлять возможности для совершенствования навыков

    Важно иметь возможность решать поставленную задачу. Если большая часть поставленных задач не реализуется, может сформироваться выученная беспомощность и потеря мотивации к деятельности. Также важно совершенствование своих навыков, иначе будет скучно.
  • Достаточно времени и свободы, чтобы найти свои интересы и иметь возможность выбора

    Для воодушевления своей деятельностью важно успеть заметить и прочувствовать, что познание текущей задачи является проявлением своей воли и что, познавая задачу, можно пойти каким-то своим путём, следуя за возникшим интересом. Если внимание ребенка постоянно на что-то направлять, не давая свободы, теряется способность к творчеству в деятельности, а значит и к воодушевлению ей самой. У работника потерявшего эту воодушевленность, даже при качественных навыках удовлетворенность жизнью слабая.



Особенности школьной системы, способствующие последствиям «болото», «минное поле» и «протест»

  • Оценочная система

    При такой системе мы теряем преимущества ориентации на развитие. Что же приобретаем? У детей, близких к хорошим оценочным результатам, может формироваться зависимость настроения от внешнего поощрения, а значит последствия в виде «минного поля», так как такие поощрения не могут быть всецело управляемыми. У детей, далеких от за-данного формата, в связи с каким-то своеобразием познавательной системы (например, имеющих преобладание ассоциативной памяти над автоматической или чуть более интравертированных), может формироваться выученная беспомощность, потеря мотивации к предложенной учебе и последствия в виде «болото» или «протест».
    Рекомендации для педагогов
    1. Выставляя оценки, сохраняйте личностный подход и ориентацию на развитие. Общайтесь с детьми в таком стиле: «Согласно существующей системе такое количество решенных за-дач оценивается на «3», я же хочу быть справедливой и сказать, что вижу твой труд и победы в виде…»
    2. Способствуйте идеологии, не сравнивания и не осуждая: «Не оценивай дороги другого человека, пока ты не прошёл хотя бы мили в его мокасинах.»
    3. Способствуйте формированию ценностной базы у детей, которая сможет стать мотивом их развития. Очень важна идеология.
      Например: «Встречающиеся сложности являются тренировочной площадкой для формирования характера. Характер нельзя сформировать в вакууме. Для этого и нужны сложные ситуации и сложные жизненные задачи, которые заставляют нас покинуть зону комфорта. Нам нужны эти задачи, потому что они требуют вложения энергии – физической, эмоциональной, ментальной и духовной. Сложные задачи ставят нас лицом к лицу с нашими страхами, ценностями, пониманием добра и зла, нравственными ориентирами. Каждая из них является возможностью формирования характера… Проявления какого характера вы уважаете?...» Важно, чтобы подобным настроем было пропитано все обучение.
    Рекомендации для родителей
    Ориентируйтесь на развитие и формируйте соответствующую идеологию, а если у вас есть расхождение в этом подходе с педагогом, оценивающим вашего ребенка, то предложите себя на роль «капитана корабля», в котором плывет ваш ребенок. Тогда ему будет понятно на кого ориентироваться. Ребенок согласится отдать вам эту роль только, если он видит, что вы довольны своей жизнью и с вами можно доверительно общаться.

  • Часто встречающаяся нетерпимость со стороны учителей

    Способствует последствиям «минное поле», «болото», «протест».
    Рекомендации для учителей
    «Не оценивай дороги другого человека, пока ты не прошёл хотя бы мили в его мокасинах».
    Рекомендации для родителей
    В случае отдельных инцидентов такого рода в адрес вашего ребенка прокомментируйте ситуацию так: «Учитель не был готов к такой ситуации, у него не было таких мокасин и ему не знакома местность, по которой ты ходишь, поэтому он возмущался.» Важно, чтобы у ребенка не формировалась зависимая от мнения другого человека самооценка. Если вы видите, что такие инциденты являются значительной психотравмой, с которой вашему ребенку сложно справиться, то уведите его от такой психотравмы организационным путем.

  • Большая учебная нагрузка в ряде образовательных учреждений, противоречащая необходимой свободе

    Способствует последствиям «болото», «протест», «минное поле».
    Рекомендация для учителей
    Качество предпочитайте количеству. Опытным путем определите, при каком количестве возможно хорошее качество у существующей аудитории.
    Рекомендации для родителей
    Закрепите позицию «соблюдай свой ритм», выбрав тот школьный объём, за который ваш ребенок может нести ответственность, сохраняя желание творить и самоощущение своей творческой роли.



P.S. Соблюдайте свой ритм

История одной паломницы (Пауло Коэльо):
«Я заметила, что большинство паломников всегда стараются двигаться в общем ритме. И в начале своего паломничества я старалась держаться поближе к спутникам. Я выбивалась из сил, требовала от моего тела больше, чем оно могло дать, пребывала в постоянном напряжении, а под конец сильно стерла себе левую ногу.
И после этого, оставшись в вынужденной неподвижности, поняла, что смогу пройти Путь до конца лишь в том случае, если буду повиноваться своему собственному ритму.
Я шла медленнее, чем остальные, и шла в одиночестве, но сумела совершить паломничество лишь потому, что соблюдала свой ритм.
И с тех пор я применяю это правило ко всему, что мне приходится совершать в жизни.»



Успех в школе и в жизни зависит от гораздо большего, нежели просто умения быстро и легко обучаться и иметь какой-то навык. Обучение детей в современном мире – нелегкая задача и предполагает много сложностей.

Будем рады поддержать и помочь вам на этом пути!

Ещё больше публикаций