Школьная система как предпосылка неврозов
Форма устройства школьного образования является предпосылкой формирования невротических расстройств. Какую тактику выбрать, занимаясь образованием ребенка? Как родителям и педагогам, будучи заложниками существующей системы, противостоять формированию невротических расстройств с детского возраста?
По статистике 50% людей в тот или иной период своей жизни страдают неврозами, а 70% – генерализованными тревожными расстройствами (ГТР) разной степени выраженности, порой сами того не замечая. Почему показатели психологического здоровья такие плохие? Почему бытует шутка «День психического здоровья – не мой день. Да и поздравлять-то особо некого!»? К сожалению, большую роль в этом играет система школьного образования.
Выбирая тактику настраивания ребенка на учебу, важно понимать её последствия!
Когда ребенку исполняется 6-7 лет, его внимание упорно направляют на постижение каких-то областей жизни (цифры, буквы, фигуры…) для формирования определенных навыков (считать, писать, конструировать…). Чтобы ребенок сфокусировался на заданных темах и стал развиваться в них, применяют различные педагогические способы, каждый из которых способен принести свой плод психологических последствий:
- «Болото». Не хочет учится, не способен получать удовольствие от решения жизненных задач, склонен к депрессии и неврозам.
- «Минное поле».Владеет рядом навыков, возможно, даже на очень хорошем уровне, но зависим от результатов, склонен к тревожности, а при неблагоприятном стечении обстоятельств – к депрессиям и неврозам.
- «Протест». Выдает протестное поведение в открытой (агрессия, открытое противостояние) или скрытой (обманы, изворотливость) форме и встает на путь удобного для себя формирования. Так как знаний в детском возрасте недостаточно для того, чтобы составлять долгосрочные прогнозы, то и последствия могут быть разными.
- «Увлеченность». Получает удовольствие от самого процесса познания, творит в жизни и часто испытывает радость и воодушевление.
Тактики педагогического подхода к образованию, способствующие психологическому здоровью ребенка и развитию последствий в виде «увлеченности»
Ориентация на развитие
Эта идея предложена Кэрол Двек, профессором Стэнфордского университета. Она основывается на убеждении, что наши усилия всегда имеют значение. Доктор Двек продемонстрировала, что, когда дети читают и изучают работу мозга, узнают, как он меняется и растёт в ответ на испытания, они с большей вероятностью упорно продолжат начатое после провала, так как не верят, что неудача — постоянное состояние. Поэтому важно учить детей брать за ориентир происходящее развитие и поощрять это, а не сравнивать их результат с результатами других учеников или с заданными стандартами. Таким образом мы будем способствовать здоровой мотивации на учебу, упорству в обучении, даже если на этом пути что-то трудно дается, а также уверенности в себе и смелости в реализации своих начинаний.Единство подхода к образованию ребенка у людей, претендующих на авторитетную роль в его воспитании
Детям важно точно знать, чего от них ожидают. В таких условиях они могут не рассеивать своё внимание на анализ целесообразной подстройки к тому, с кем взаимодействуют, а полностью концентрируются на решении поставленной задачи. Это важная предпосылка для вовлеченности в текущую деятельность и формирования интереса к деятельности ради самой деятельности. А это – очень качественная мотивация. Кроме того, в условиях, когда не ясно, что заслуживает одобрения, а что нет, поведение становится бессмысленным и теряется важная мотивация – смысл.Уровень сложности большинства поставленных задач должен соответствовать уровню умений и предоставлять возможности для совершенствования навыков
Важно иметь возможность решать поставленную задачу. Если большая часть поставленных задач не реализуется, может сформироваться выученная беспомощность и потеря мотивации к деятельности. Также важно совершенствование своих навыков, иначе будет скучно.Достаточно времени и свободы, чтобы найти свои интересы и иметь возможность выбора
Для воодушевления своей деятельностью важно успеть заметить и прочувствовать, что познание текущей задачи является проявлением своей воли и что, познавая задачу, можно пойти каким-то своим путём, следуя за возникшим интересом. Если внимание ребенка постоянно на что-то направлять, не давая свободы, теряется способность к творчеству в деятельности, а значит и к воодушевлению ей самой. У работника потерявшего эту воодушевленность, даже при качественных навыках удовлетворенность жизнью слабая.
Особенности школьной системы, способствующие последствиям «болото», «минное поле» и «протест»
-
•
Оценочная система
При такой системе мы теряем преимущества ориентации на развитие. Что же приобретаем? У детей, близких к хорошим оценочным результатам, может формироваться зависимость настроения от внешнего поощрения, а значит последствия в виде «минного поля», так как такие поощрения не могут быть всецело управляемыми. У детей, далеких от за-данного формата, в связи с каким-то своеобразием познавательной системы (например, имеющих преобладание ассоциативной памяти над автоматической или чуть более интравертированных), может формироваться выученная беспомощность, потеря мотивации к предложенной учебе и последствия в виде «болото» или «протест».
Рекомендации для педагогов- Выставляя оценки, сохраняйте личностный подход и ориентацию на развитие. Общайтесь с детьми в таком стиле: «Согласно существующей системе такое количество решенных за-дач оценивается на «3», я же хочу быть справедливой и сказать, что вижу твой труд и победы в виде…»
- Способствуйте идеологии, не сравнивания и не осуждая: «Не оценивай дороги другого человека, пока ты не прошёл хотя бы мили в его мокасинах.»
- Способствуйте формированию ценностной базы у детей, которая сможет стать мотивом их развития. Очень важна идеология.
Например: «Встречающиеся сложности являются тренировочной площадкой для формирования характера. Характер нельзя сформировать в вакууме. Для этого и нужны сложные ситуации и сложные жизненные задачи, которые заставляют нас покинуть зону комфорта. Нам нужны эти задачи, потому что они требуют вложения энергии – физической, эмоциональной, ментальной и духовной. Сложные задачи ставят нас лицом к лицу с нашими страхами, ценностями, пониманием добра и зла, нравственными ориентирами. Каждая из них является возможностью формирования характера… Проявления какого характера вы уважаете?...» Важно, чтобы подобным настроем было пропитано все обучение.
Ориентируйтесь на развитие и формируйте соответствующую идеологию, а если у вас есть расхождение в этом подходе с педагогом, оценивающим вашего ребенка, то предложите себя на роль «капитана корабля», в котором плывет ваш ребенок. Тогда ему будет понятно на кого ориентироваться. Ребенок согласится отдать вам эту роль только, если он видит, что вы довольны своей жизнью и с вами можно доверительно общаться.
Часто встречающаяся нетерпимость со стороны учителей
Способствует последствиям «минное поле», «болото», «протест».
Рекомендации для учителей
«Не оценивай дороги другого человека, пока ты не прошёл хотя бы мили в его мокасинах».
Рекомендации для родителей
В случае отдельных инцидентов такого рода в адрес вашего ребенка прокомментируйте ситуацию так: «Учитель не был готов к такой ситуации, у него не было таких мокасин и ему не знакома местность, по которой ты ходишь, поэтому он возмущался.» Важно, чтобы у ребенка не формировалась зависимая от мнения другого человека самооценка. Если вы видите, что такие инциденты являются значительной психотравмой, с которой вашему ребенку сложно справиться, то уведите его от такой психотравмы организационным путем.
Большая учебная нагрузка в ряде образовательных учреждений, противоречащая необходимой свободе
Способствует последствиям «болото», «протест», «минное поле».
Рекомендация для учителей
Качество предпочитайте количеству. Опытным путем определите, при каком количестве возможно хорошее качество у существующей аудитории.
Рекомендации для родителей
Закрепите позицию «соблюдай свой ритм», выбрав тот школьный объём, за который ваш ребенок может нести ответственность, сохраняя желание творить и самоощущение своей творческой роли.
P.S. Соблюдайте свой ритм
История одной паломницы (Пауло Коэльо):
«Я заметила, что большинство паломников всегда стараются двигаться в общем ритме. И в начале своего паломничества я старалась держаться поближе к спутникам. Я выбивалась из сил, требовала от моего тела больше, чем оно могло дать, пребывала в постоянном напряжении, а под конец сильно стерла себе левую ногу.
И после этого, оставшись в вынужденной неподвижности, поняла, что смогу пройти Путь до конца лишь в том случае, если буду повиноваться своему собственному ритму.
Я шла медленнее, чем остальные, и шла в одиночестве, но сумела совершить паломничество лишь потому, что соблюдала свой ритм.
И с тех пор я применяю это правило ко всему, что мне приходится совершать в жизни.»