Назад к списку постов

Андрей Мустафович Дирар

14.03.2017

Что сделать, чтобы не вырастить невротика

Родители не могут гарантировать счастье своим детям, так как многое определяется генетикой и внешней средой (например, отношения сверстников, учителей, требования школы), то есть тем, что родители не могут контролировать. Вероятно, обязанности родителей по отношению к детям можно свести к попытке создания стабильных условий, при которых ребёнок ощущает себя в безопасности и может благополучно развивать навыки и систему ценностей, которые помогут ему реализовать свой потенциал и хорошо адаптироваться в жизни.
Как не вырастить невротика

Давайте обозначим перечень рекомендаций, выполнение которых уменьшит вероятность того, что Ваш ребёнок столкнётся с невротическими переживаниями.

  • Постарайтесь быть менее тревожными, раздражёнными и недовольными, так как ваше настроение определяет, насколько комфортно и уверенно будет чувствовать себя ребёнок.

  • Если хотите критиковать, то критикуйте поведение, а не ребенка. Например, «Ты что глупая?! Как ты могла написать такое сочинение!» лучше заменить на «Думаю, что сочинение не очень, в нём не раскрыта тема…»

  • Не учите, что при конфликтных ситуациях в школе он не должен обращать внимание на оскорбления в свой адрес или «быть выше этого». Пассивное поведение может сделать из вашего ребёнка «козла отпущения» и он может стать очень чувствительным к неприятию со стороны.

  • Должны быть понятные и предсказуемые правила поведения и наказания.

  • Не надо запугивать детей, чтобы сделать их послушными, от чего-то уберечь. И тем более не стоит использовать угрозы как манипуляцию, чтобы чего-то от них добиться.

  • Не надо скандалить при детях.

  • Постарайтесь, чтобы ваше общение не сводилось к поучениям и недовольствам.

  • Не будьте скупы на похвалу. Желательно по делу, как минимум за всё, где ребёнку пришлось проявить настойчивость.

  • Не устраивайте бойкотов, это воспринимается как отвержение и делает человека чувствительным к неудовольствию со стороны окружающих.

  • Не надо сравнивать ребёнка не в его пользу (со сверстниками, с собой), а лучше вообще откажитесь от каких-либо сравнений.

  • Не пытайтесь мотивировать ребёнка на что-нибудь, взывая к его гордости или сравнениям. Например, «у тебя это не получится, а вот у того получается». Не стоит указывать на недостатки, особенно на те, на которые ребёнок не может однозначно влиять, например, на вес, учёбу.

  • Не надо спрашивать, какие оценки у одноклассников.

  • Не надо говорить, а что скажут другие.

  • Ничто не должно внушать ребёнку, что он недостаточно хорошо, чтобы вы его любили. Что ему надо становиться лучше или чего-то добиться, чтобы вы к нему хорошо относились.
  • Старайтесь не предъявлять требований, которых ребёнок не в состоянии выполнить.

  • Старайтесь не кричать на ребёнка и не срываться. Если же это случилось, то чётко донесите до ребёнка, что это не он вас довёл, просто вы не сдержались, например, из-за усталости, проблемы на работе, накопилось, а вы не знаете, как уговорить его сделать необходимое, и кричите от отчаяния… Извиняться не надо, лучше высказать слова сожаления, например, «мне очень жаль, что я не сдержался, я не хотел тебя ни пугать, ни обижать».

  • Не надо мальчикам говорить, что они не должны бояться. Лучше научите, что испытывать страх, это нормально. Важно, что он будет делать с этим страхом: будет ли выполнять то, что страшно, или же будет пасовать.

  • Не надо отрицать его переживаний. Например, упал, больно, не стоит говорить: «Да тут ничего, это всего лишь царапина, чего плачешь?», лучше: «Да, действительно больно, но ты справишься, такая рана, а ты держишься молодцом, боль скоро пройдёт, всё заживёт; помнишь, ты упал, а сейчас та рана полностью зажила…».

  • Старайтесь, чтобы ребёнку не надо было догадываться, что у вас за настроение. Обозначьте его и объясните, например, «жутко устал, сложности на работе, поэтому не в духе», чтобы ребёнок не думал, что плохое настроение связано с его поведением.

  • Старайтесь не уделять меньше внимания ребёнку, который послушнее, в пользу проблемного (хулиганистого, болезненного) или более эмоционального и живого.

  • Не будьте холодным, мало эмоциональным, особенно, если вы не такой, якобы, чтобы не избаловать ребёнка ласками.

  • Постарайтесь помочь ребёнку, если он подвергается нападкам со стороны сверстников.

  • Желательно, чтобы он не очень сильно отличался по финансово-социальному статусу от школьного окружения.

  • При болезнях лучше окружить заботой и спокойствием, а не страхами, что ребёнок заболел и может что-то случиться.

  • Если вы болеете чем-то серьёзным, то не стоит допускать, чтобы ребёнок жил вашими страданиями и ждал (или боялся), что вас может не стать.

  • Постарайтесь внушить ребёнку спокойное отношение к смерти, если он будет вынужден с ней столкнуться.

  • Если ребёнок отличник, то не надо делать из учёбы культ. Желательно найти области, где он не будет лучше всех, чтобы его психике хватало не только идеальных результатов, чтобы он умел делать ошибки и, по мере необходимости, их исправлять.

  • Демонстрируйте своим примером, как вы спокойно, стойко принимаете свои ошибки и промахи. Учите их быть снисходительными к себе на своём примере (это особенно касается отличников или детей в чём-то очень успешных).

  • Старайтесь в воспитании призывать не к соблюдению каких-то общепринятых принципов («все моют руки»), а к его интересам или вашим желаниям, то есть не надо манипулировать через чувство вины или принижение достоинства.

  • Старайтесь, чтобы у ребёнка было много физической активности и живого неформального общения со сверстниками.

  • Примите его особенности, например, если ребёнок застенчив, то не надо пытаться заставлять его стать капитаном команды. А если он, например, склонен к физической активности, то не надо пытаться делать из него скрипача.

  • Не надо внушать ребёнку чувство обязанности и вины, например, что вы столько делаете для него. Хулиганистый ребёнок пропустит мимо, а вот правильный и ответственный может начать испытывать совсем не нужные эмоции и обязательства.

  • Если вынуждены наказать ребёнка, то не поленитесь проговорить, за что вы его наказали.

  • Будьте очень осторожны с критикой, насмешками и подтруниваниями в адрес своих детей, особенно, стеснительных, чувствительных и впечатлительных.

Чтобы эти идеи не остались пустой информацией, во-первых, обдумайте их применительно к вашим отношениям с ребёнком, к конкретным ситуациям (например, выделите 5-10 минут в день, каждый день, три недели). Во-вторых, выберите, например, пять рекомендаций и начните их осознанно практиковать в течение недели. Потом возьмите следующую пятёрку и так далее.

Ещё больше публикаций