Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

КПТ является подходом, который доказал свою эффективность за несколько десятилетий своего использования, свободен от «психологических фантазий», развивается на основе научных познаний и результатах клинической работы врачей и психологов.

Когнитивно-поведенческие психотерапевты помогают найти неудачные стереотипы мышления и поведения, которые не позволяют человеку добиваться своих целей и вести качественную, полноценную жизнь.
Подходит для преодоления большинства жизненных неприятностей:

  • тревожных расстройств, неврозов
  • депрессий
  • вегетососудистой дистонии
  • проблем в личной жизни, в отношениях с близкими и не очень людьми
  • проблем с выбором, самореализацией
  • проблем с несбалансированностью жизни
  • с разными формами зависимости
  • бессонницы
  • и многих других

Свойства и преимущества психотерапии, которую мы практикуем



  1. Относится к когнитивно-поведенческой психотерапии, почти единственной, которую на западе оплачивают страховые компании, как научно-экспериментально доказавшую свою эффективность и требующую относительно непродолжительных сроков лечения.

  2. Особенно эффективен в лечении неврозов.

  3. Универсален: подходит для решения большинства психологических проблем, с которыми сталкиваются люди.

  4. Скорость получения результата одна из лучших в этой отрасли. В большинстве случаев, это краткосрочная психотерапия, не более 10-12 сессий, среднее количество посещений 7 раз.

  5. В процессе психотерапии ставятся чёткие, конкретные задачи, которые необходимы для самостоятельной работы клиента.

  6. Человек является активным участником психотерапевтического процесса, его включённость и активность влияют на происходящее в кабинете врача и на конечный результат.

  7. Может очень успешно использоваться при дистанционном лечении, посредством интернет консультаций.

  8. Не формируется зависимость от психотерапевта, более того, человек становится более зрелым, самостоятельным и свободным.

  9. Низкий процент рецидивов заболеваний. Направленность на стойкие изменения, а не временное облегчение.
  1. Наш подход основан на обучении мозга новым устойчивым связкам эмоций, мыслей и поведения. Мы, как хорошие учителя, разбираемся не только в предмете, который преподаём (как люди получают не то поведение и эмоции, которые хотят; как проходят психические процессы), но и обладаем педагогической методологией, как помочь людям быстрее освоить и применять новые знания и опыт. Наш психотерапевтический подход – это больше процесс обучения человека чему-то для него новому (восприятию, пониманию, поведению) и разработка способов закрепления усвоенного, а не только изменение его эмоционального состояния за счёт банального отреагирования накопленных негативных эмоций или за счёт положительной эмоциональной поддержки. Если не изменить неудачные алгоритмы мышления и поведения, эти негативные эмоции скоро снова накопятся и будут отравлять жизнь человека. И надо будет снова идти к психотерапевту.

  2. На основании многолетнего опыта разработаны алгоритмы работы с неврозами, которые дают сравнительно быстрые положительные результаты. Обычно меньше десяти встреч.

  3. Положительные результаты при лечении неврозов не только быстрые, но и стойкие. Это объясняется тем, что на основе понимания пациентом всех важных процессов, влияющих на течение невроза, у него появляется возможность обучить свой мозг новым алгоритмам реагирования и поведения, которые предотвращают появление невроза в прежнем объёме. Даже если происходят обострения, они не такие сильные, и человеку не приходится проходить заново страдания и лечение, чтобы вновь вернуть себе хорошее самочувствие.


Наши возможности


Хорошего психотерапевта можно сравнить с инструктором по вождению, который передаёт свои знания и умения, чтобы научить ученика водить безопасно, достигать цели в спокойном и расслабленном состоянии и в целом воспринимать опыт вождения как что-то положительное, являющиеся источником радости и инструментом реализации имеющегося ресурса. Это всё касается и искусства управления своей жизнью.

Продолжая аналогию с вождением, можно обозначить возможности психотерапевта, при этом запрос человека определяет длительность и объемы необходимых работ:

  • «вытащить из канавы»,
  • «на буксире дотащить до стоянки»,
  • выявить и изменить шаблоны поведения, которые привели к тому, что человек оказался в «канаве»,
  • научить шаблонам поведения, чтобы больше не оказаться в «канаве»,
  • научить «водить» так, чтобы быстро и безопасно оказаться в нужной «точке», в том числе, когда условия этому не способствуют,
  • подсказать, где лучше «ездить», чтобы добиться того, чего хочется,
  • научить «водить» с удовольствием и возможностью оттачивать необходимые навыки и качества самостоятельно.


Ключевые тезисы нашего видения как результат многолетней и плодотворной психотерапевтической работы


  1. Когнитивно-поведенческая психотерапия для нас является основным инструментом в работе.

  2. Мы считаем, что источником проблем являются неудачно закрепившиеся комплексы связанных между собой и влияющих друг на друга эмоций, мыслей и поведения, которые не приводят к желаемым результатам, то есть, это неудачные программы по-ведения.

  3. Не считаем, что всё человеческое поведение определяется только мыслями, которые есть у человека, как это принято в классической когнитивной психотерапии. Мысли могут быть вторичны как по отношению к эмоциям, так и по отношению гормональному фону.

  4. Благодаря накопленному огромному опыту, уже нет необходимости просить пациентов тратить большое количество времени на выполнение домашних заданий, связанных с отслеживанием «автоматических мыслей» и их переформулированием, как 15-20 лет назад.

  5. Теперь, понимая гораздо более глубоко и детально процессы, которые стоят за теми или иными проблемами, точки приложения усилий, значительно, сместились с попыток изменения ошибочных схем мышления и логики, таких каких, как «всё или ничего, сверхобобщения, катастрофизация» и так далее, на прояснение ситуации определённым способом, что значительно ускоряет процесс помощи. Чтобы это продемонстрировать, представьте, что Вы рассматриваете что-то в микроскоп. Так вот раньше, акцент делался на том, чтобы учить человека подкручивать фокус, чтобы увидеть нужное нам. Теперь же, вспомните, на картинки на которых просматриваются разные сюжеты, в зависимости от того, как на них смотреть, мы подсказываем что надо рассматривать, чтобы добиться другого восприятия, оценки и поведения. Для пациентов, это гораздо менее затратно по времени и силам.

  6. Не считаем, что всё поведение человека является приобретённым, то есть результатом того, что его научили так себя вести, как это принято в классической поведенческой психотерапии.

  7. Считаем, что на формирование человеческого характера, образа мыслей, привычек восприятия, оценки и поведения влияют как некоторые врождённые параметры (например, темперамент или психотип), так и среда, в которой человек вырос и живёт. Кажется, это всего лишь здравый смысл, но почему-то многие психологи считают иначе.

  8. Человек не является заложником своей генетики или среды, он может влиять, менять своё восприятие и поведение, если у него есть мотивация лучше адаптироваться и иметь более высокий уровень качества жизни.

  9. Придаём важное значение гормональному фону человека. Это помогает понимать и менять поведение. Пример: кормление грудью провоцирует выброс окситоцина (гормон), который провоцирует чувство привязанности к младенцу, поэтому акушеры настаивали, чтобы мамы, желающие отказаться от ребенка, по-кормили своих малышей и передумали.

  10. С огромным уважением и благодарностью относимся к этологии, науке, которая позволяет нам объяснять большое количество феноменов человеческого поведения, описывая, как и почему ведут себя животные.

  11. Имея знания о том, что определяет человеческое поведение, нам легче приводить восприятие человека к объективной реальности и делать субъективную картину мира более адекватной. Мы помогаем осознать происходящее иначе и закрепить необходимый алгоритм восприятия, оценки и поведения.

  12. Объектом наших психотерапевтических (информационных) интервенций являются мозговые процессы обработки внешних стимулов, которые и определяют, какую реакцию, эмоциональную и поведенческую, продемонстрирует человек.

  13. Процесс мозговой обработки (что будет воспринято и как будет расценено) зависит от мыслей, настроения, опыта, ценностей и привычек поведения.

  14. Проясняя вместе с человеком особенности его восприятия и оценки какой-то ситуации, а также предоставляя необходимую информацию, можно сравнительно быстро помочь освоить новый взгляд или новый поведенческий алгоритм.

  15. Мы не считаем, что для достижения результата человек должен копаться вместе с психотерапевтом в своём детстве или «отреагировать» накопленные эмоции. Для нас прошлое пациента интересно тем, чтобы лучше понять, как и в каких условиях человек формировал теперь ставшие привычными алгоритмы мышления и поведения. Это помогает найти «ключи», информацию, которая поможет освоить новый образ мышления и поведения.

  16. Мы не верим в классический психоанализ и считаем это пустой тратой времени.

  17. Для лечения неврозов и депрессий когнитивно-поведенческая психотерапия является методом выбора во всём мире. С нашей точки зрения, ошибочно считать, что это поверхностная помощь. Когнитивно-поведенческую психотерапию надо использовать как инструмент и только. И быть ближе к реальной картине, чтобы видеть, что происходит с человеком и какие факторы на него влияют. Медицинское образование здесь оказывает большую услугу и не даёт расцветать психологическим фантазиям.

Особенности врачей нашего центра

Уникальный опыт и образование позволяют нам считать себя экспертами в области психологического здоровья, за исключением алкогольной, наркотической зависимостей и детской психопатологии. Большой опыт работы со сложными случаями.
В нашей работе мы отталкиваемся от человека, его проблем и интересов, а так как все люди уникальны, наша работа не превращается в скучную рутину.

Есть возможность заочно познакомиться с врачами, их работой, ознакомившись с материалами на сайте центра.
Есть возможность позвонить в центр и задать вопросы врачу на предмет особенностей Вашего случая, чтобы уточнить, работаем ли мы с подобными проблемами, ориентировочный прогноз и рекомендации. Или написать на почту с теми же вопросами.

Многое можем решать в индивидуальном порядке, чтобы учесть Ваши пожелания и обстоятельства.
Записаться на консультацию вы можете в любое удобное для Вас время – онлайн запись открыта 24/7.


Андрей Мустафович Дирар

Врач-психотерапевт, психиатр

Вероника Витальевна Дирар

Врач-психотерапевт, психиатр


Наши последние публикации

Все материалы